Общий надзор исполнением законов
Общий надзор — надзор за исполнением законов министерствами, государственными комитетами и ведомствами, предприятиями, учреждениями и организациями, исполнительными и распорядительными органами местных Советов народных депутатов, колхозами, кооперативными и иными общественными организациями, должностными лицами и гражданами. Его задачи состоят в том, чтобы: акты, издаваемые указанными органами и организациями, соответствовали Конституции РОССИИ, конституциям союзных республик и конституциям автономных республик, законодательным актам России, союзных и автономных республик, а также постановлениям Совета Министров России, Советов Министров союзных и автономных республик; точно и единообразно исполнялись законы должностными лицами и гражданами.
Этим задачам соответствуют полномочия прокурора при осуществлении общего надзора. Так, прокурор: истребует для проверки соответствия закону акты, издаваемые перечисленными выше органами, организациями и должностными лицами; проверяет исполнение ими законов в связи с поступившими сведениями о правонарушениях; проверяет законность административного задержания граждан и применения мер воздействия за административные правонарушения.
Важными средствами реагирования прокурором на нарушения закона являются: а) протест прокурора в порядке общего надзора на противоречащий закону акт названных выше органов, который приносится в орган, его издавший или в вышестоящий (тот же порядок соблюдается при опротестовании акта или действия должностного лица). Названный протест — основанное на законе требование прокурора об устранении нарушения закона. Протест должен быть рассмотрен в 10дневный срок, а прокурор, принесший протест, извещен о результатах его рассмотрения. Принесение прокурором протеста на акт, нарушающий охраняемые законом права и свободы граждан, и в других предусмотренных законом случаях приостанавливает действие опротестованного акта до рассмотрения протеста;
б) представление прокурора в порядке общего надзора об устранении нарушений закона, причин нарушений и способствующих им условий, которое вносится в государственный орган, общественную организацию или должностному лицу, полномочному устранить нарушение закона. Оно подлежит безотлагательному рассмотрению;
в) вынесение постановления о возбуждении уголовного дела, возбуждении дисциплинарного производства, возбуждении производства об административном правонарушении.
В органах прокуратуры имеются следователи. Они проводят предварительное следствие по делам о преступлениях, отнесенных законом к их компетенции (например, об убийствах, нарушении правил охраны труда, должностных преступлениях), а также по делам, переданным им для расследования прокурором. Следователи вправе производить допросы, осмотры и другие следственные действия, признавать граждан потерпевшими, обвиняемыми и т. д. (ст. 126 УПК). Все решения о направлении следствия (например, передать ли уголовное дело прокурору для направления его в суд или прекратить его) и производстве следственных действий следователь принимает самостоятельно, за исключением случаев, когда законом предусмотрено получение санкции (согласия) прокурора, и несет полную ответственность за их законное и своевременное проведение.
Санкция (согласие, разрешение) прокурора — важная форма прокурорского надзора. Прокурор санкционирует производство обыска, наложение ареста на почтово-телеграфную корреспонденцию и ее выемку и некоторые другие предусмотренные законом действия. В соответствии с Конституцией России (ст. 54) санкция прокурора требуется на арест гражданина при предварительном расследовании. Статья 30 Закона о прокуратуре России определяет, кто из прокуроров имеет право давать санкцию на арест. При решении вопроса о санкции на арест прокурор обязан тщательно ознакомиться со всеми материалами, содержащими основания для заключения под стражу, и в необходимых случаях лично допросите подозреваемого или обвиняемого, а если он несовершеннолетний,- во всех случаях. Санкция прокурора — важная гарантия прав и законных интересов личности.